Белка лайф
Главная
Белка лайф: это кайф, это драйв!!!
ФОЛЬКЛОР
Интересное
Моё творчество
О сайте
Творчество друзей
Прогулки по Катманду: Боднатх и Пашупатинатх
    25 Ноябрь 2013, 16:10 |      belka  

Доброго дня! :-) Сегодня начинаю писать свою последнюю статью из цикла «Наша первая поездка в Непал». Почему первая? Несложно догадаться… Мы надеемся приехать в эту замечательную страну ещё не раз.

Завершая свои непальские рассказы, поведаю вам о двух, пожалуй, самых важных храмовых комплексах Катманду — Боднатх и Пашупатинатх.

Ступа Боднатх расположилась в 10 км на северо-восток от непальской столицы. Слово «боднатх» происходит от «бодх», что означает «просветление», и «натх» — означает «бог». Боднатх является главным центром тибетского буддизма в Непале.

Стоимость посещения святилища для туриста в настоящее время составляет 150 рупий.

Храмовый комплекс Боднатх – одна из главных святынь буддистов всего мира.  Она же является самой большой на земле: ее высота – сорок метров, диаметр – сто метров.

Существует красивая легенда о происхождении ступы Боднатх. По преданию, Кангма за воровство цветов в саду Индры была изгнана с неба и родилась на Земле в семье свинопаса. Но женщина была сильной, сломать её было не просто. Кангма долгое время разводила гусей и продавала их.  Скопив небольшую сумму денег, она отправилась к королю и попросила продать ей столько земли, сколько покроет шкура одного буйвола. Наивный король согласился, решив, что предложенной суммы как раз и хватит на такой маленький лоскуток. Но хитроумная Кангма разрезала буйволиную шкуру на тончайшие полосы и сшила их вместе. Получившейся очень длинной веревкой женщина отмерила достаточно большой участок земли. Именно на этой земле и была возведен  Боднатх. По другой легенде, эта ступа хранит останки будды Кашьяпы.

Историки датируют постройку этой ступы VI веком нашей эры, а это означает, что Боднатх древнее самого города Катманду. Раньше через ступу Боднатх шел путь из Индии в Тибет. Во многих летописях и исторических документах  встречаются упоминания об этом комплексе.

Сама ступа представляет собой пространственную мандалу, она служит воплощением Вселенной. Части этой мандалы символизируют главные стихии. Её основание в виде куба олицетворяет землю и стабильность. Полусферический свод отображает воду. В высоком шпиле и тринадцати ступнях (количество шагов к состоянию Нирваны) нашел своё отражение огонь, а воздух символизируется кольцом-зонтиком на шпиле.  Венчает сооружение бельведер — символ неба. Глаза, нарисованные на всех сторонах ступы символизируют всевидящее око Будды.

Ступу Боднатх украшают многочисленные традиционные разноцветные буддийские флажки. Считается, что ветер, развивая их, считывает нанесенные на них мантры и разносит благодать по округе.

По периметру строения расположены неизменные молитвенные барабаны, помогающие буддистам обращаться к Всевышнему.

На санскрите на каждом барабане написаны слова «ом мани падме хум». Когда верующие вращают барабаны, проводя по ним рукой, они заставляют мантры звучать.

В буквальном переводе «ом мани падме хум» звучит как «о драгоценность, сияющая в цветке лотоса», эти слова можно интерпретировать также, примерно, как «вся вселенная, помещающаяся в сердце человека».

Горожане, паломники, монахи и туристы обходят ступу по часовой стрелке и вращают барабаны. Такое движение вокруг ступы, вслед за солнцем, является обычной буддийской практикой, своеобразным аналогом молитвы. Для достижения самого лучшего эффекта, ступу желательно обойти таким образом 108 раз.. Но на такое решаются немногие. :-)

Здесь же можно увидеть и колокола, которые по поверьям буддистов должны пробуждать людей, погруженных в море скорби.  В одном из направлений буддизма — ваджраяне, колокольчик гханта символизирует также женское начало, тогда как ваджра (палица) считается символом мужского начала. Колокольчики-гханта призваны оберегать священное место от злых сил, не зря их всегда вешают вокруг храмовых строений.

Вокруг храмового комплекса Боднатх расположилось множество тибетских монастырей, принадлежащих к различным направлениям буддизма. После того как Тибет был завоеван Китаем, множество тибетских беженцев поселилось в этом районе. В настоящее время, Боднатх окружают около пятидесяти тибетских монастырей.

Также вокруг ступы много буддийских храмов.

В храме очень приятная, медитативная атмосфера. Чисто, прохладно…

И очень ярко, красочно, кругом статуи разных бодхисатв и асуров.

Встречаются также изображения лам.

Можно полюбоваться настенной живописью в буддийском духе.

В самом центре алтаря помещено изображение легендарного основателя буддизма, духовного учителя — Будды Шакьямуни.

И, конечно же, на алтарь помещено изображение духовного лидера буддистов — Далай-ламы XIV, проживающего в настоящий момент в Индии.

На площади, которая окружает ступу Боднатх, расположилось огромное количество разных лавочек, сувенирных магазинов и мастерских. Продают всё: благовония, украшения, одежду, посуду, статуи Будды и многое другое.

Когда смотришь на дома, окружающие Боднатх, создается странное ощущение, что ты находишься где-то в Европе. Дома построены в каком-то европейском стиле, я бы даже сказала, средневеково-европейском.

Это создало у меня впечатление, что Боднатх — место портала. Смотришь в одну сторону — Европа, смотришь в другую — Азия. Удивительно и непередаваемо!!! :-)

На этом, дорогие друзья, и закончилась бы эта статья, если бы не одно НО… А именно, я решила почувствовать себя настоящим журналистом и отправиться за интересным материалом, хотя, по правде сказать, ехать в Пашупатинатх ни у меня, ни у Олега не было никакого желания. Но вот ради статьи…. Мы это сделали! :-)

Вы удивились? Задаетесь вопросом, почему нам не хотелось ехать в священное для индуистов место? Ответ очень прост: Пашупатинатх — храм-крематорий, где сжигают умерших. Конечно, там пахнет отнюдь не французскими духами, и атмосфера… Ммм… Как бы это сказать помягче?… Тяжелая. В общем, обо всем по порядку.

Стоимость посещения храма Пашупатинатх для туриста на данный момент составляет 1000 рупий. Это очень дорого по непальским меркам. Нас такая цифра просто шокировала, мы долго не могли поверить в её реальность. И даже появились мысли уехать обратно в гостиницу, но после проделанного пути повернуть назад было бы не логично. И мы остались…

Пашупатинатх - один из 4-х самых знаменитых индуистских храмов, посвященных богу Шиве - одному из главных и особо почитаемых богов индуизма. Расположен храм на северо-востоке Катманду по обе стороны реки Багмати, которая берет начало в Гималаях и впадает в Ганг - самую священную реку для всех индуистов.

Что означает само слово «Пашупатинатх»? Это одно из многочисленных имен Шивы и переводится оно как «царь, покровитель животных», поэтому оленям в заповеднике на территории храма живётся хорошо.

Местные жители верят, что божественный Шива однажды провел здесь всю ночь. Он медитировал на берегу реки.

Теперь в Непале одним из главных индуистских праздников является «Ночь Шивы» - Шиваратри. В середине февраля для участия в праздничном действе к храму Пашупатинатх стекаются десятки тысяч паломников со всего Непала и Индии.

Первые упоминания о храмовом комплексе Пашупатинатх встречаются в исторических источниках VII века, но большинство исследователей считает, что это святилище возникло гораздо ранее. Вполне возможно, что это самый старый храм в долине Катманду.

Существует древняя индуистская легенда, которая гласит: на один из холмов регулярно приходила одна корова и поливала его своим молоком. Пастух Гопал, который следовал за коровой, заинтересовался столь необычным явлением и решил загадочное место раскопать. Столб света, ударивший из земли, моментально превратил пастуха в пепел. Позже король Гопал Бамшина этом самом месте установил каменное изваяние лингама Шивы. Постепенно вокруг лингама вырос храмовый комплекс Пашупатинатх.

Храм-крематорий играет важную роль в жизни индуистов, ведь от того как поступят с умершим человеком зависит его следующая реинкарнация.

Чтобы душа покойного попала на небеса процедура кремации должна пройти по определенным правилам. Обязательно совершаются таинственные, непонятные для европейцев обряды.

Вдоль берега Багмати расположены специальные площадки (гхаты), предназначенные для сожжения умерших.

Родственники покойного размещают тело на гхате на поленьях, обкладывают соломой и дровами, и поджигают. При чем использоваться должны только дрова и солома, купленные на территории храмового комплекса.

Пока костёр пылает родные умершего наблюдают за огнем, провожают таким образом покойного.

Когда труп сгорел, его останки вместе с остатками дров и соломы сбрасывают в реку.

Вода принесет пепел и все что осталось от покойного в Ганг, а тот в свою очередь вынесет останки в Мировой океан. Именно в этом случае душа умершего достигнет рая.

В храме есть специальные помещения, в которых самый близкий родственник усопшего после его кремации в течении тридцати дней проводит ритуал скорби.

На противоположном берегу, вдоль реки расположено несколько десятков небольших святилищ. Они посвящены богу Шиве.

Они имеют кубическую форму и строго сориентированы по сторонам света. Венчает каждое святилище пагода. Внутри каждого строения установлен лингам–йони. Лингам в виде закругленного сверху цилиндра – символ Шивы, его детородный орган (фаллос) означает мужское начало и покоится на особом пьедестале в форме круга — йони (женский детородный орган), которое символизирует женское начало.

Лингам-йони означает единство мужского и женского во Вселенной. При поклонениях лингаму его обязательно омывают жидкостью (вода, молоко, вино), которое с йони по специальному желобу стекает на землю, так как лингам не должен стоять в этой жидкости. Процесс омовения лингама является особым обрядом поклонения Шиве.

Ещё в храме Пашупатинатх мы впервые увидели садху (монахи,которые отреклись от всего земного, материального). Они стремятся к достижению мокши (освобождения) при помощи медитации.

Индуисты уважают этих отшельников и считают их святыми людьми, обладающими особыми силами. Часто садху занимаются целительством, помогают выжить укушенному змеёй, убирают сглаз, благославляют новорождённых и молодожёнов.

Обычно садху одеваются в одежду цвета охры — это символизируют отречение.

Мы, правда, столкнулись с лже-садху, которые ясно дали понять, что фотографии с ними надо оплачивать. Пришлось фотографировать их издалека, потому и качество фото оставляет желать лучшего.

На западном берегу Багмати возвышается храм «Золотого быка», куда пускают только индуистов.

Туристы могут полюбоваться только задом священного золотого животного. Бык — это транспортное средство бога Шивы.

Кстати, нам крупно повезло. С самого начала прогулки по храму за нами увязался местный непалец, который выступил в роли экскурсовода, и он провел нас какими-то закоулками-переулками и привел к месту, откуда можно было увидеть золотого быка Шивы спереди. О, вот это удача!!! :-)

А ещё на территории храмового комплекса Пашупатинатх есть строение под названием «Эротик-темпл», то есть свой мини-храм с изображением эротических сцен.

Зачем в храме-крематории было построено тантрическое здание, я так и не поняла. Видно, жизнь и смерть слишком тесно связаны между собой, чтобы одно существовало без другого.

Рядом с храмом Пашупатинатх расположен приют, который был организован Матерью Терезой. Здесь получают еду нищие и бездомные. В стенах же приюта живут старики, ожидающие своего последнего часа. Это место для них священно, потому умереть они предпочитают именно здесь.

Кстати, по поверью индуистов человек, побывавший в храме Пашупатинатх, в следующей жизни не превратится в низшее существо. Так что можете за нас порадоваться: баобабами мы впоследствии не переродимся. :-)

Завершаю обзор нашей прогулки по важнейшим храмовым комплексам Катманду. И прощаюсь с вами, прощаюсь с Непалом. Наша следующая встреча состоится в Бангкоке. До свидания!!! :-)

 

Читайте еще:

В Катманду, или Первые непальские впечатления

Заметки о непальской кухне

Заметки о непальских нравах и не только

Прогулки по Катманду: Сваямбунатх и Тамель

Дорога в Покхару и знакомство с городом

Прогулки по Покхаре: Озеро Фева и Пагода Мира

Сием Рип — культурная столица Камбоджи

Сердце древней империи кхмеров – Ангкор Ват (Камбоджа)

Жемчужина Ангкор Тома – храм Байон (Камбоджа)

Осколки истории в джунглях Камбоджи

Первое знакомство с древним гороадом кхмеров — Ангкором (Камбоджа)

От Ко Тао (Тайланд) до Сием Рипа (Камбоджа)

 




Комментарии:

        Оставить комментарий

             


Яндекс.Метрика

© 2011 Белка лайф. Все права защищены.