Белка лайф
Главная
Белка лайф: это кайф, это драйв!!!
ФОЛЬКЛОР
Интересное
Моё творчество
О сайте
Творчество друзей
Развод и второй брак Василия III глазами Карамзина Н.М., Костомарова Н.И. и Соловьева С.М.
    1 Май 2013, 16:16 |      belka  

У каждого времени есть свои загадки. Главной загадкой русской истории XVI века, отбросившей мрачную тень на всё столетие, стала «опричнина» Ивана IV. Она на века затормозила развитие русского общества, утвердила во всей его толще крепостничество и ввергла страну в последующее Смутное время раздоров и самозванцев на российском троне. Трагическое искажение исторической перспективы привело, в свою очередь, к искажению исторической ретроспекции, через которую мы воспринимаем явления и людей того далекого времени, пытаясь разобраться в их поступках и содержании событий, предшествовавших эпохе Ивана IV, и, в определенной мере, ее обусловивших.

Одним из них, ставшим, по существу, поворотным пунктом в дальнейшей судьбе России XVI века, стал развод великого князя Василия III с первой женой, Соломонией Юрьевной Сабуровой, под предлогом отсутствия у нее детей, пострижение ее в монастырь и заключение второго брака с Еленой Глинской, будущей матерью Ивана IV. Безусловный интерес к этим событиям на протяжении последующих столетий определялся не только фактом нарушения канонического права, воспрещавшего второй брак для государя при живой первой жене, но и распространившимся тогда же слухом, что бывшая великая княгиня родила в монастыре сына. Если же вспомнить, что вторая супруга Василия III на протяжении почти четырех первых лет брака тоже не могла родить, и молва приписывала отцовство Ивана IV ее любовнику, князю И.Ф.Овчине Телепневу-Оболенскому, после смерти великого князя расправившемуся с его братьями и отстранившему регентский совет, можно представить, какой клубок интриг, претензий, ущемленных самолюбий, взаимной зависти и ненависти получила Россия в наследство после смерти Елены Глинской и ее фаворита.

Как же рассматривали развод и второй брак Василия III такие известные историографы как Карамзин Н.М., Костомаров Н.И. и Соловьев С.М.?

Бесплодие жены Василия III Соломонии (урожденной Сабуровой) было не столько семейным делом, сколько государственным. Если бы Василий III умер бездетным, ему наследовал бы брат Юрий, а Василий Юрию не доверял. А точнее, он не доверял никому из братьев. Как писал в своей «Истории государства Российского» Карамзин Н.М.: «Василий, кажется, не дозволял им (братьям) жениться, пока не имел детей, чтобы отнять у них всякую мысль о наследовании престола». Соловьев С.М. в своем труде «История России с древнейших времен» приводит такие слова Василия: «Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям отдать? Но они и своих уделов устроить не умеют». Карамзин Н.М. объяснял позицию царя так: «Отец с удовольствием видит наследника в сыне: таков устав природы; но братья не столь близки к сердцу, и Василиевы не оказывали ни великих свойств душевных, ни искренней привязанности к старейшему, более опасаясь его как Государя, нежели любя как единокровного».

Костомаров Н.И. приводит в своей работе «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» такой случай, описанный в летописи: «Василий, едучи, как говорит летописец, в позолоченной колеснице, окруженный воинами, увидел на дереве птичье гнездо, прослезился и сказал: «Тяжело мне! Кому уподоблюсь я? Ни птицам небесным — они плодовиты, ни зверям земным — и они плодовиты, ни даже водам — и они плодовиты: они играют волнами, в них плещутся рыбы». Взглянул он на землю и сказал: «Господи! И земле я не уподоблюсь: земля приносит плоды свои на всякое время и благословляют они тебя, Господи!»

Потом, как пишет Соловьев С.М., Василий посоветовался с ведущими московскими боярами, ответ их был иносказательный: «Государь князь великий! Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда». Бояре, руководствуясь государственными соображениями, поддержали решение царя развестись с Соломонией и жениться снова.

У Карамзина Н.М. читаем: «Не только придворные угодники, но и ревностные друзья отечества могли советовать Василию, чтобы он развелся с Соломониею, обвиняемою в неплодии, и новым супружеством даровал наследника престолу. Следуя их мнению и желая быть отцем, государь решился на дело жестокое в смысле нравственности: немилосердно отвергнуть от своего ложа невинную, добродетельную супругу, которая двадцать лет жила единственно для его счастия; предать ее в жертву горести, стыду, отчаянию; нарушить святый устав любви и благодарности». У Костомарова Н.И. написано: «Митрополит Даниил, ученик Иосифа Волоцкого, успокоил совесть великого князя, сказав, что возьмет его грех па свою душу. Но тут против него поднялся инок Вассиан Косой, бывший князь Патрикеев. Он смело заявлял, что великий князь хочет совершить беззаконное и бессовестное дело. … Мнение Вассиана стал поддерживать другой духовный, известный Максим Грек».

По мнению Костомарова Н.И., царь решил развестись с первой женой и «повод к этому представлялся государственный: отсутствие прямого законного наследника угрожало смутами государству; но на самом деле Василию приглянулась другая женщина. Соломония уже видела, что государь не любит ее». Как пишет Николай Иванович, это подтверждается тем фактом, что «никакого выбора невесте в то время не было; это показывает, что Василий уже прежде решил жениться на Елене и потому развелся с прежнею женою».

В ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софьи в Рождественском девичьем монастыре, а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь. Соловьев С.М. пишет: «Так как на это дело смотрели с разных точек зрения, то неудивительно, что до нас дошли о нем противоречивые известия: в одних говорится, что развод и пострижение последовали согласно с желанием самой Соломонии, даже по ее просьбе и настоянию; в других, наоборот, пострижение ее представляется делом насилия». Костомаров Н.И. такое положение объясняет следующим образом: «В наших летописях есть известие, будто сама Соломония добровольно согласилась удалиться в монастырь. Но это известие, очевидно ложное, внесено в летопись из страха разгневать государя».

Карамзин Н.М. так описывает пострижение первой жены Василия III: «Чтобы обмануть закон и совесть, предложили Соломонии добровольно отказаться от мира: она не хотела. Тогда употребили насилие: вывели ее из дворца, постригли в Рожественском девичьем монастыре, увезли в Суздаль и там, в женской обители, заключили. Уверяют, что несчастная противилась совершению беззаконного обряда и что сановник Великокняжеский, Иван Шигона, угрожал ей не только словами, но и побоями, действуя именем Государя; что она залилась слезами и, надевая ризу Инокини, торжественно сказала: «Бог видит и отмстит моему гонителю».

«В январе 1526 года, — пишет Костомаров Н.И., — великий князь женился на Елене Глинской, дочери Василия, брата Михаила Глинского, тогда еще сидевшего в тюрьме за попытку бежать в Литву».

Карамзин Н.М. так рассказывает об этом событии: «Разрешив узы своего брака, Василий по уставу церковному не мог вторично быть супругом: чья жена с согласия мужа постригается, тот должен сам отказаться от света. Но Митрополит дал благословение, и Государь чрез два месяца женился на Княжне Елене, дочери Василия Глинского, к изумлению наших Бояр, которые не думали, чтобы род чужеземных изменников удостоился такой чести. … Свадьба была великолепна. Праздновали три дни. Двор блистал необыкновенною пышностию.».

Повторная женитьба Василия III повлекла за собой немало религиозных, политических, династических и психологических изменений. Костомаров Н.И. объясняет эти изменения так: «Новая супруга Василия была совсем другого воспитания и свойств, чем тогдашние русские женщины. Ее отец и дядя были люди западных понятий. Михаил Глинский провел всю юность в Германии и Италии. Без сомнения, Елена усвоила от родных иноземные понятия и обычаи и, вероятно, своими свойствами, представлявшими новизну для великого князя, пленила его. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий Иванович обрил для нее свою бороду, а это по тогдашним понятиям было большим отклонением от обычаев не только с народной, но и с религиозной точки зрения».

С религиозной и политической точек зрения, Василий порвал со многими близкими ему людьми. Среди этих людей, были духовное светило православного христианства Максим Грек и искатель религиозной правды Вассиан Патрикеев, они, как мы помним, выступили против развода и второго брака царя. Однако боярская дума, как и большинство бояр в целом, продолжала поддерживать общую политику Василия III. Положение боярского совета осталось прежним.

Что же пишут историографы о слухах связанных с Соломонией и упорно ходивших по Москве после второй женитьбы царя?

У Карамзина Н.М. читаем: «Не умолчим здесь о предании любопытном, хотя и не достоверном: носился слух, что Соломония, к ужасу и бесполезному раскаянию Великого Князя, оказалась после беременною, родила сына, дала ему имя Георгия, тайно воспитывала его и не хотела никому показать, говоря: «В свое время он явится в могуществе и славе». Многие считали то за истину, другие за сказку, вымышленную друзьями сей несчастной добродетельной Княгини».

Костомаров Н.И. пишет: «Через некоторое время после бракосочетания в Москве разнесся слух, будто насильно постриженная Соломония беременна. Народу не нравился новый брак Василия, а потому легко выдумалось то, что желалось. Придворные женщины начали об этом поговаривать, но их речи услышал великий князь и одну из них, вдову Траханиота, приказал высечь, а сам между тем послал своих дьяков навести справки. Неизвестно, чем закончилось следствие, но и после того в Москве носились слухи, будто Соломония родила сына Георгия, которого она бережно укрывала, в надежде, что когда он вырастет, то отомстит за свою мать».

Итак, работы историков, касавшиеся развода и второго брака Василия III, опираются на круг весьма, немногочисленных и малословных источников. Стоит заметить, что, продолжая традицию сначала официального российского летописания, а затем и государственной историографии, исследователи, как правило, не заостряли свое внимание на невольно возникающих вопросах, под тем или иным предлогом стараясь уйти от рассмотрения «опасных» тем, удовлетворяясь или повторением традиционных формулировок, или отговариваясь недостаточным количеством фактов для их анализа. Как видим, Карамзин Н.М., Костомаров Н.И. и Соловьев С.М. стояли именно на этих позициях.

 

 

Использованная литература: 

1.      Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Том 2. М., Директ-Медиа, 2010.

2.      Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 7. Калуга, 1994.

3.      Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга III. 1463-1584. АСТ, Фолио, 2005.
 

 




  Опубликовано в рубрике История |     Оставьте комментарий!

Комментарии:

        Оставить комментарий

             


Яндекс.Метрика

© 2011 Белка лайф. Все права защищены.