|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Создание государства Израиль. Возникновение палестинской проблемы
21 Апрель 2013, 14:05 |
belka
Еще в начале XIX века в Европе и в США воссоздание государственности Израиля расценивалось как важная цель государств и общества. Недаром одной из целей своего египетского похода и похода в Палестину Наполеон провозгласил создание Израиля – такой лозунг оказывал определенное влияние на общество. По его следам позднее протестантские церкви начали исследовать невоенные пути реализации этого проекта и направили несколько групп миссионеров в Палестину. После того как был опубликован отчет шотландских миссионеров «О положении евреев в их стране», последовал манифест протестантских европейских королей, в котором они призывали бороться за возвращение в Сион евреев. Практически все протестантские церкви европейских стран и Америки рассматривали решение данной проблемы как свой моральный долг. Позицию английской элиты очень четко сформулировал в 1891 году сэр Джордж Адам Смит известный ученый в своей книге под названием «Историческая география Святой земли»: «Национальный принцип обязывает выдворить их (турок) отсюда. Нет никакой другой культуры, способной занять место турецкой, кроме еврейской, евреи… дали этой стране то, что впоследствии стало мировой ценностью». Эту же позицию поддерживало большинство американских президентов, начиная с середины XIX века. В девятнадцатом веке были предприняты попытки договориться с Оттоманской империей. Предлагалось выкупить у нее историческую территорию Израиля для того, чтобы создать полуавтономное государственное формирование под протекторатом Оттоманской империи и США. Однако эти попытки не увенчались успехом. Когда стало очевидно, что Оттоманская империя в результате Первой мировой войны будет побеждена и расчленена, проект воссоздания государства Израиля перешел в практическую плоскость. С этого самого момента борьба за создание еврейского государства и выступления против этого проекта были одним из важнейших пунктов противостояния между Англией и Америкой, которые выдвигали абсолютно разные по своей идеологии проекты государственного устройства Ближнего и Среднего Востока после крушения Оттоманской империи. Государственная политика Англии в отношении проекта воссоздания Израиля с этого момента меняется. Ключевой задачей становится контроль над данным проектом, чтобы предотвратить негативные для Великобритании варианты его реализации. Английское правительство поставило перед собой цель, получить мандат на протекторат над странами региона. Евреи и протестанты, которые выступали за возрождение Израиля, представляли достаточно влиятельную группу в Америке и Англии. Поэтому частью борьбы между странами становится декларация британского правительства от 2 ноября 1917 года, обещающая поддержку правительства Его Величества планам возрождения Израиля. По американскому проекту для Ближнего Востока предусматривалось воссоздание государственности Израиля на всей территории Оттоманской провинции Палестина, что приблизительно соответствовало историческим границам Израиля. Эта идея в то время воспринималась как позитивная и закономерная даже руководством арабов Оттоманской империи. На Парижской мирной конференции 1919 года представитель Израиля подписал с главой делегации арабской Оттоманской империи протокол о согласии арабов с созданием еврейского государства на всей территории Оттоманской Палестины, с границами по состоянию на начало двадцатого века. В этом документе было сказано:
При этом Фейсал настаивал на необходимости полного взаимного трансфера евреев и арабов с территории Оттоманской Палестины и соседних территорий, где будет арабское исламское государство, как условия безопасности и процветания всего региона. Мотивировал он это проблемами, которые могут возникнуть на религиозной почве. В соответствии с нормами ислама евреи имеют статус людей второго сорта — зимми. С точки зрения правоверных мусульман, евреи не могут иметь своего государства и не могут быть равны по положению с мусульманами. Это положение ислама, по мнению Фейсала, могло дать провокаторам инструмент для организации беспорядков и насилия в ответ на создание евреями своего государства. 3 марта 1919 года в письме американскому сионистскому лидеру Феликсу Франкфуртеру эмир Фейсал написал: «Мы, арабы, главным образом просвещенные среди нас, относимся к сионистскому движению с глубоким пониманием. Наша делегация, здесь в Париже, тщательно ознакомилась с предложениями, которые были вчера представлены Сионистской организацией мирной конференции, и считаем их справедливыми и умеренными… Разумеется, нам надо, чтобы евреи приехали. Они приедут с большими капиталами из США и других стран, они привезут лучших ученых мира, ведь все выдающиеся ученые — евреи. И эта земля, которая сейчас в основном пустынна, превратится в цветущий сад. Мы попросим у них специалистов, будем работать вместе, и так все земли, которые мы, арабы, превратили в пустыни, вновь зацветут, как это было в прошлом». Именно на проект взаимного трансфера евреев и арабов как условие согласия Фейсала на воссоздание государства Израиля опиралась лига арабских государств в 1949 году, когда принимала решение об изгнании евреев из всех арабских стран. Политические элиты Великобритании с XVIII века очень боялись, что кто-либо украдет у них власть в Индии, «жемчужине короны Британской империи». Перспектива, что к России и Франции, традиционным конкурентам Великобритании на Ближнем Востоке, добавится новый и очень сильный конкурент — США, лишила их покоя. Поэтому, как стало ясно, что война, в которую будет вовлечена Блистательная Порта, не избежать, Великобритания начала осуществлять план, который должен был обеспечить ее контроль над ситуацией в регионе. Британские политики рассчитывали на то, что если им удастся создать кризисную, но управляемую ими ситуацию в регионе и удастся контролировать ключевых игроков, то это позволит Британии сохранить контроль над регионом. При этом главную стратегическую угрозу нес план воссоздания Израиля на месте Оттоманской Палестины. Юридически процесс государственного обустройства территории Оттоманской империи был завершен советом Лиги наций 24 апреля 1920 года на конференции в Сан-Ремо. На все образованные новые государства были выданы мандаты Лиги наций. США были исключены из этого процесса, так как конгресс США, где большинство стояло на позиции изоляционизма, не утвердил закон о вхождении США в Лигу наций, созданную по предложению США. Этим конгресс лишил США формальной возможности получить мандат на Оттоманскую Палестину. Мандат Лиги наций на территорию Оттоманской Палестины получила Великобритания. Она взяла на себя безусловные обязательства, зафиксированные в условиях мандата и обязанностях мандатора, помочь евреям восстановить государственность Израиля, создать государственный аппарат, наладить жизнь страны, принять миллионы репатриантов, защитить евреев от возможных враждебных действий. С целью предотвращения возникновения государства Израиля британской администрацией было предпринято: - целенаправленное формирование антисемитского движения среди арабов; - поддержка экстремистских лидеров среди арабов, помощь в формировании ими антисемитских организаций мусульман и подавления всех движений, ориентированных на сотрудничество с евреями; - обеспечение безнаказанности участников еврейских погромов и антисемитских акций при полицейском подавлении организации самообороны евреев; - невыполнение условий мандата Лиги наций на Палестину; - создание системы ограничения репатриации евреев в Палестину, введение системы квот на возвращение и манипуляций ими с целью максимального сокращения потока евреев; - прекращение въезда евреев в Палестину после прихода нацистов в Германии к власти; - планомерное переселение на территорию Палестины арабских племен с территории нынешней Саудовской Аравии; - набор рабочей силы для работы в Палестине только в арабских странах; - создание на 70% территории Палестины чисто мусульманского анклава, куда евреям было запрещено перемещаться. Мандат Лиги наций прямо запрещал Великобритании передавать любую часть территорий любому другому государству, кроме государства евреев. Но Великобританию никогда не останавливали такие мелочи, как нарушение международных норм и своих обязательств, если в ответ никто не мог нанести ей неприемлемый ущерб. Так, они отдали территорию южнее реки Литании и ряд территорий на Голанах Франции, а Синай — Египту. Стремление еврейской общины к национальному и государственному суверенитету натолкнулось не только на интриги английского правительства, но и на упорное сопротивление палестинских арабов. Арабы во главе с их религиозными лидерами категорически отказались обсуждать саму возможность раздела Палестины. Уже 30-е гг. были отмечены ожесточенными политическими конфронтациями и вооруженными конфликтами между еврейскими и арабскими общинами. В послевоенное время, особенно в 1947 году, они переросли в настоящую войну, охватившую большую часть страны. В такой обстановке британское правительство вынуждено было передать вопрос о будущем статусе Палестины на рассмотрение ООН. 29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН большинством голосов (при редчайшем обоюдном согласии СССР и США) проголосовала за отмену английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 г. и создании на ее территории двух независимых государств — арабского и еврейского. Тогда же был создан представительный орган еврейского населения — Народный совет. Ровно в час истечения британского управления в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. Народный совет провел свое заседание, на котором один из ведущих политических лидеров Д. Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание государства Израиль. Сразу после провозглашения государства Израиль армии из соседних арабских стран вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В ней Израилю, опирающемуся на помощь США, удалось не только отразить наступление арабских сил, но и присоединить к своей территории 6,7 тыс. кв. км, отведенных ООН под арабское государство, а также Западную часть Иерусалима. Восточную часть города и западный берег реки Иордан заняла Иордания, Египет — сектор Газа. Около 900 тыс. палестинских арабов вынуждены были покинуть районы своего проживания, захваченные израильтянами, и перейти на положение беженцев в соседних арабских странах. Так вместе с рождением государства Израиль возникла одна из самых болезненных проблем современности — палестинская проблема. Как уже было сказано, немалую роль в инспирировании арабо-израильского конфликта сыграла политика Англии и США, стремившихся первая — к сохранению, а вторые — к установлению контроля над стратегически важным районом Ближнего Востока. В начальный период военные действия развивались в пользу арабских армий. К концу мая—началу июня Арабский легион Трансиордании и иракские войска заняли значительную часть Восточной Палестины, включая арабский сектор Иерусалима; один отряд из состава египетского экспедиционного корпуса продвинулся до Исдуда (Ашдода), находящегося примерно в 30 км южнее Тель-Авива, а другой—через Биршебу (Беэр-Шеву) достиг южных подступов к Иерусалиму. 11 июня при посредничестве ООН было достигнуто перемирие. Израиль использовал его для организационного и военно-технического укрепления своих сил. Несмотря на старания посредника ООН в Палестине Ф. Бернадотта, 8 июля военные действия возобновились. В период до второго прекращения огня 18 июля израильские войска заняли почти весь север Палестины. По мере продолжения конфликта положение арабской стороны все более осложнялось действием таких факторов, как противоречия в арабском лагере и предательская политика монархических режимов Трансиордании и Египта, препятствовавшие координации военных усилий, а также превосходство израильской армии в организованности и вооружении. В ответ на поддерживаемые Великобританией маневры короля Трансиордании Абдаллы, направленные на удержание в составе королевства занятой Арабским легионом восточной части Палестины, в контролируемой египтянами Газе в сентябре 1948 г. было провозглашено создание палестинского правительства во главе с Ахмедом Хильми. Его признали все члены Лиги арабских государств, кроме Трансиордании. Последняя инспирировала созыв в Иерихоне национального палестинского конгресса, провозгласившего 1 декабря 1948 г. Абдаллу королем Палестины. В середине октября 1948 г. израильские войска возобновили наступление, сосредоточив главные усилия на южном направлении. К концу декабря им удалось окружить часть египетских войск возле г. Фаллуджа, оттеснить основные силы египтян в район Газы и, развивая наступление в Негеве, вступить на территорию Египта. На севере израильтяне вторглись в Ливан. 7 января 1949 г. военные действия в Палестине были прекращены. В феврале — июле 1949 г. при посредничестве ООН на острове Родос были подписаны временные соглашения о перемирии между Израилем, с одной стороны, и Египтом, Ливаном, Трансиорданией и Сирией — с другой. Система перемирий должна была действовать до «окончательного политического соглашения» об установлении мира в Палестине. В апреле 1949 г. Согласительная комиссия ООН по Палестине с целью урегулирования спорных вопросов созвала в Лозанне конференцию представителей арабских стран и Израиля. Выраженная израильской стороной в мае 1949 г. готовность подписать Лозаннский протокол, определявший в качестве основы для дальнейших дискуссий резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Палестине, объяснялась тем, что именно в то время решался вопрос о приеме Израиля в ООН. Все последующие попытки Согласительной комиссии добиться сдвига в решении палестинской проблемы потерпели неудачу, в первую очередь из-за отказа Израиля уступить захваченные в ходе войны территории и разрешить репатриацию беженцев. Система родосских соглашений, таким образом, не была подкреплена дальнейшими шагами к заключению мира. В тот период палестинский вопрос включал следующие аспекты: территориальный вопрос, вопрос о статусе Иерусалима и проблему палестинских беженцев. Большую часть территории, отведенной для арабского государства согласно резолюции ООН о разделе Палестины (около 6,7 тыс. кв. км из 11,1 тыс. кв. км), захватил Израиль. Остальные палестинские земли в соответствии с соглашениями о перемирии должны были перейти под контроль ЛАГ. В июле 1951г. король Абдалла, обвиненный в тайных переговорах с Израилем о разделе Палестины, был убит в Иерусалиме членом палестинской террористической организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» («Священная война»). Израиль, не ограничившись оккупацией в ходе военных действий западной (новой) части Иерусалима, в январе 1950 г. в нарушение резолюции ООН № 181 (II), предусматривавшей предоставление городу международного статуса, объявил Иерусалим своей столицей и перевел в него кнессет и большинство правительственных учреждений. Наиболее острой и драматичной стороной палестинской проблемы стало положение беженцев. По данным ООН на июнь 1950 г., беженцами стало 960 тыс. из 1350 тыс. палестинских арабов. Большинство их оказалось на соседних с Израилем палестинских территориях: 425 тыс. — на Западном берегу р. Иордан и 225 тыс. — в секторе Газа, а остальные сразу же перебрались в арабские страны, в том числе 130 тыс. — в Ливан, 85 тыс. — в Сирию, более 80 тыс. — на Восточный берег Иордана. Положение основной массы беженцев было исключительно тяжелым: бросив дома, землю и имущество, они остались без крова и без всяких средств к существованию. Экономика предоставивших беженцам убежище арабских стран, прежде всего Иордании, принявшей наибольшее их число, не была способна обеспечить даже самым необходимым сотни тысяч обездоленных людей. С 1950 г. заботу о них взяло на себя Ближневосточное агентство ООН для помощи [палестинским беженцам] и организации работ (БАПОР). Располагая ограниченными финансовыми возможностями, эта огранизация не могла полностью справиться с задачами трудоустройства, социального и материального обеспечения беженцев. Достаточно отметить, что в начале 60-х годов стоимость продовольственного пайка, выдаваемого на одного жителя палестинского лагеря, не превышала 7 ам. центов в день, а жильем БАПОР сумело обеспечить лишь 39,1% беженцев. С годами численность палестинских изгнанников возрастала. В результате естественного прироста и притока новых беженцев с контролируемых Израилем территорий к июню 1967 года их уже было 1345 тысяч человек. Этнические конфликты представляют собой одну из древнейших форм социального взаимодействия, мотивационная сторона которого так или иначе окрашена этническими чувствами, затрагивая глубинные структуры человеческой личности. Особую остроту этнические конфликты приобретают в условиях, когда их причинами являются территориальные претензии. Значительная часть концептуальных конструкций природы этнического конфликта рассматривают власть и политику потенциальными или актуальными составляющими конфликтных отношений. Это не случайно. Этнополитический конфликт представляет собой определенный вид или, вернее, определенный этап развития этнического конфликта, на котором он приобретает политическую направленность и организованность. Политическое в этническом конфликте означает переход конфликтных отношений на более высокий уровень сложности, что связано с сознательно формулированными целями, направленными на перераспределение власти. Началом арабо-израильского конфликта в новейшей истории стала резолюция ООН 181 (II) об образовании израильского государства на землях Палестины, заселенных арабами. При принятии этого документа не были учтены позиции и интересы одной из сторон потенциального конфликта. Все арабские страны и Высший арабский комитет Палестины отклоняли принятие решения об организации еврейского государства на территории Палестины. А это означало, что в самой резолюции ООН 181 (II) уже присутствовало конфликтное основание, что и подтвердили дальнейшие события. Опыт конфликтных ситуаций убеждает, что решение считается правильным лишь в том случае, если его механизм не только институционализирован, но имеет социальный статус, позволяющий влиять на общественные процессы. А для этого необходимо общее понимание самой структуры определения приемлемого решения. Логика конфликтных отношений диктует неизбежные следствия: игнорирование интересов одной из сторон создает проблемы и для другой. Новое государство Израиль попало в окружение враждебных арабских стран, которые не замедлили объявить новому государству войну, решив силой исправить создавшееся положение. Последующие десятилетия войны, террора неоднократно принуждали лидеров конфликтующих сторон садиться за стол переговоров и решать взаимные претензии мирным путем. Но трудно совместимые интересы и противоречия сторон снова приводили к войне и террору. Сегодня невозможно предложить однозначного рецепта решения конфликта удовлетворительного для обеих сторон. Ясно лишь одно: в любом случае на многострадальной земле Палестины всегда будут жить оба народа. Ни изгнать, ни уничтожить друг друга они не в состоянии.
Использованная литература:
Опубликовано в рубрике Дневник путешествий |
Оставьте комментарий!
|
|||
Оставить комментарий |