Белка лайф
Главная
Белка лайф: это кайф, это драйв!!!
ФОЛЬКЛОР
Интересное
Моё творчество
О сайте
Творчество друзей
Создание государства Израиль. Возникновение палестинской проблемы
    21 Апрель 2013, 14:05 |      belka  

Еще в начале XIX века в Европе и в США воссоздание государственности Израиля расценивалось как важная цель государств и общества. Недаром одной из целей своего египетского похода и похода в Палестину Наполеон провозгласил создание Израиля – такой лозунг оказывал определенное влияние на общество. По его следам позднее протестантские церкви начали исследовать невоенные пути реализации этого проекта и направили несколько групп миссионеров в Палестину. После того как был опубликован отчет шотландских миссионеров «О положении евреев в их стране», последовал манифест протестантских европейских королей, в котором они призывали бороться за возвращение в Сион евреев.

Практически все протестантские церкви европейских стран и Америки рассматривали решение данной проблемы как свой моральный долг. Позицию английской элиты очень четко сформулировал в 1891 году сэр Джордж Адам Смит известный ученый в своей книге под названием «Историческая география Святой земли»: «Национальный принцип обязывает выдворить их (турок) отсюда. Нет никакой другой культуры, способной занять место турецкой, кроме еврейской, евреи… дали этой стране то, что впоследствии стало мировой ценностью». Эту же позицию поддерживало большинство американских президентов, начиная с середины XIX века.

В девятнадцатом веке были предприняты попытки договориться с Оттоманской империей. Предлагалось выкупить у нее историческую территорию Израиля для того, чтобы создать полуавтономное государственное формирование под протекторатом Оттоманской империи и США. Однако эти попытки не увенчались успехом.

Когда стало очевидно, что Оттоманская империя в результате Первой мировой войны будет побеждена и расчленена, проект воссоздания государства Израиля перешел в практическую плоскость. С этого самого момента борьба за создание еврейского государства и выступления против этого проекта были одним из важнейших пунктов противостояния между Англией и Америкой, которые выдвигали абсолютно разные по своей идеологии проекты государственного устройства Ближнего и Среднего Востока после крушения Оттоманской империи.

Государственная политика Англии в отношении проекта воссоздания Израиля с этого момента меняется. Ключевой задачей становится контроль над данным проектом, чтобы предотвратить негативные для Великобритании варианты его реализации. Английское правительство поставило перед собой цель, получить мандат на протекторат над странами региона. Евреи и протестанты, которые выступали за возрождение Израиля, представляли достаточно влиятельную группу в Америке и Англии. Поэтому частью борьбы между странами становится декларация британского правительства от 2 ноября 1917 года, обещающая поддержку правительства Его Величества планам возрождения Израиля.

По американскому проекту для Ближнего Востока предусматривалось воссоздание государственности Израиля на всей территории Оттоманской провинции Палестина, что приблизительно соответствовало историческим границам Израиля. Эта идея в то время  воспринималась как позитивная и закономерная даже руководством арабов Оттоманской империи. На Парижской мирной конференции 1919 года представитель Израиля подписал с главой делегации арабской Оттоманской империи протокол о согласии арабов с созданием еврейского государства на всей территории Оттоманской Палестины, с границами по состоянию на начало двадцатого века. В этом документе было сказано:
«Его величество эмир Фейсал, представитель и уполномоченный арабского королевства Хиджаз, и д-р Хаим Вейцман, представитель и уполномоченный Всемирной сионистской организации, констатировали: учитывая родство и древние связи между арабами и еврейским народом и признавая, что самый надежный путь для достижения их национальных стремлений — это путь тесного сотрудничества в развитии арабского государства и Эрец-Исраэль, и стремясь усилить взаимопонимание между нами, пришли к соглашению по следующим пунктам:

  • Арабское государство и Палестина в своих отношениях и совместных действиях будут придерживаться духа доброй воли и сердечного взаимопонимания, для чего будут назначены с обеих сторон особые уполномоченные;
  • В отношении законодательства и управления Палестиной будут использованы все средства, дающие гарантии осуществления декларации правительства Британии от 2 ноября 1917 года;
  • Будут предприняты все необходимые меры для поощрения еврейской репатриации в Эрец-Исраэль в широком масштабе и для скорейшего заселения Эрец — Исраэль еврейскими репатриантами и поощрения интенсивной обработки земли;
  • Всемирная сионистская организация окажет помощь арабскому саудовскому государству в разработке полезных ископаемых и экономическом развитии;
  • Арабское саудовское государство и государство Израиля будут развивать отношения и экономку в духе доброй воли и самого сердечного взаимопонимания;
  • В законах, которые будут приняты в Эрец-Исраэль, будет предусмотрено все для реализации декларации правительства Британии от 2 ноября 1917 года;
  • Будут предприняты все необходимые шаги, чтобы поддержать и увеличить иммиграцию евреев на территорию Палестины, интенсифицировать поселенческое движение и освоение земель».

При этом Фейсал настаивал на необходимости полного взаимного трансфера евреев и арабов с территории Оттоманской Палестины и соседних территорий, где будет арабское исламское государство, как условия безопасности и процветания всего региона. Мотивировал он это проблемами, которые могут возникнуть на религиозной почве. В соответствии с нормами ислама евреи имеют статус людей второго сорта — зимми. С точки зрения правоверных мусульман, евреи не могут иметь своего государства и не могут быть равны по положению с мусульманами. Это положение ислама, по мнению Фейсала, могло дать провокаторам инструмент для организации беспорядков и насилия в ответ на создание евреями своего государства.

3 марта 1919 года в письме американскому сионистскому лидеру Феликсу Франкфуртеру эмир Фейсал написал: «Мы, арабы, главным образом просвещенные среди нас, относимся к сионистскому движению с глубоким пониманием. Наша делегация, здесь в Париже, тщательно ознакомилась с предложениями, которые были вчера представлены Сионистской организацией мирной конференции, и считаем их справедливыми и умеренными… Разумеется, нам надо, чтобы евреи приехали. Они приедут с большими капиталами из США и других стран, они привезут лучших ученых мира, ведь все выдающиеся ученые — евреи. И эта земля, которая сейчас в основном пустынна, превратится в цветущий сад. Мы попросим у них специалистов, будем работать вместе, и так все земли, которые мы, арабы, превратили в  пустыни, вновь зацветут, как это было в прошлом».

Именно на проект взаимного трансфера евреев и арабов как условие согласия Фейсала на воссоздание государства Израиля опиралась лига арабских государств в 1949 году, когда принимала решение об изгнании евреев из всех арабских стран.
Как бы могла сложиться ситуация, которая могла и должна была возникнуть, если бы был реализован план под протекторатом США, с обменом населения между государством Израиля и Арабскими странами, как требовал Фейсал.

Политические элиты Великобритании с XVIII века очень боялись, что кто-либо украдет у них власть в Индии, «жемчужине короны Британской империи». Перспектива, что к России и Франции, традиционным конкурентам Великобритании на Ближнем Востоке, добавится новый и очень сильный конкурент — США, лишила их покоя. Поэтому, как стало ясно, что война, в которую будет вовлечена Блистательная Порта, не избежать, Великобритания начала осуществлять план, который должен был обеспечить ее контроль над ситуацией в регионе. Британские политики рассчитывали на то, что если им удастся создать кризисную, но управляемую ими ситуацию в регионе  и удастся контролировать ключевых игроков, то это позволит Британии сохранить контроль над регионом. При этом главную стратегическую угрозу нес план воссоздания Израиля на месте Оттоманской Палестины.

Юридически процесс государственного обустройства территории Оттоманской империи был завершен советом Лиги наций 24 апреля 1920 года на конференции в Сан-Ремо. На все образованные новые государства были выданы мандаты Лиги наций. США были исключены из этого процесса, так как конгресс США, где большинство стояло на позиции изоляционизма, не утвердил закон о вхождении США в Лигу наций, созданную по предложению США. Этим конгресс лишил США формальной возможности получить мандат на Оттоманскую Палестину.

Мандат Лиги наций на территорию Оттоманской Палестины получила Великобритания.

Она взяла на себя безусловные обязательства, зафиксированные в условиях мандата и обязанностях мандатора, помочь евреям восстановить государственность Израиля, создать государственный аппарат, наладить жизнь страны, принять миллионы репатриантов, защитить евреев от возможных враждебных действий.
Задачей же Великобритании было не допустить создание Израиля. Практически сразу после получения мандата Великобритания начала делать все, чтобы саботировать выполнение условий мандата Лиги наций на Палестину и предотвратить возникновение государства Израиля.

С целью предотвращения  возникновения государства Израиля британской администрацией было предпринято:

- целенаправленное формирование антисемитского движения среди арабов;

- поддержка экстремистских лидеров среди арабов, помощь в формировании ими антисемитских организаций мусульман и подавления всех движений, ориентированных на сотрудничество с евреями;

- обеспечение безнаказанности участников еврейских погромов и антисемитских акций при полицейском подавлении организации самообороны евреев;

- невыполнение условий мандата Лиги наций на Палестину;

- создание системы ограничения репатриации евреев в Палестину, введение системы квот на возвращение и манипуляций ими с целью максимального сокращения потока евреев;

- прекращение въезда евреев в Палестину после прихода нацистов в Германии к власти;

- планомерное переселение на территорию Палестины арабских племен с территории нынешней Саудовской Аравии;

- набор рабочей силы для работы в Палестине только в арабских странах;

- создание на 70% территории Палестины чисто мусульманского анклава, куда евреям было запрещено перемещаться.

Мандат Лиги наций прямо запрещал Великобритании передавать любую часть территорий любому другому государству, кроме государства евреев. Но Великобританию никогда не останавливали такие мелочи, как нарушение международных норм и своих обязательств, если в ответ никто не мог нанести ей неприемлемый ущерб. Так, они отдали территорию южнее реки Литании и ряд территорий на Голанах Франции, а Синай — Египту.

Стремление еврейской общины к национальному и го­сударственному суверенитету натолкнулось не только на интриги английского правительства, но  и на упорное сопротив­ление палестинских арабов. Арабы во главе с их религиозными ли­дерами категорически отказались обсуждать саму возможность раздела Палестины. Уже 30-е гг. были отмечены ожесточенными политическими конфронтациями и вооруженными конфликтами между еврейскими и арабскими общинами. В послевоенное время, особенно в 1947 году, они переросли в настоящую войну, охватившую большую часть страны. В такой обстановке британское правитель­ство вынуждено было передать вопрос о будущем статусе Палести­ны на рассмотрение ООН.

29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН большинством голосов (при редчайшем обоюдном согласии СССР и США) про­голосовала за отмену английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 г. и создании на ее территории двух независимых госу­дарств — арабского и еврейского. Тогда же был создан представи­тельный орган еврейского населения — Народный совет. Ровно в час истечения британского управления в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. Народный совет провел свое заседание, на котором один из ведущих политических лидеров Д. Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание государ­ства Израиль.

Сразу после провозглашения государства Израиль армии из со­седних арабских стран вторглись на его территорию. Началась пер­вая арабо-израильская война. В ней Израилю, опирающемуся на помощь США, удалось не только отразить наступление арабских сил, но и присоединить к своей территории 6,7 тыс. кв. км, отведен­ных ООН под арабское государство, а также Западную часть Иеру­салима. Восточную часть города и западный берег реки Иордан за­няла Иордания, Египет — сектор Газа. Около 900 тыс. палестинских арабов вынуждены были покинуть районы своего проживания, за­хваченные израильтянами, и перейти на положение беженцев в со­седних арабских странах. Так вместе с рождением государства Из­раиль возникла одна из самых болезненных проблем современности — палестинская проблема.

Как уже было сказано, немалую роль в инспирировании арабо-израильского конфликта сыграла политика Англии и США, стремив­шихся первая — к сохранению, а вторые — к установлению контроля над стратегически важным районом Ближнего Востока.

В начальный период военные действия развивались в пользу араб­ских армий. К концу мая—началу июня Арабский легион Трансиорда­нии и иракские войска заняли значительную часть Восточной Палести­ны, включая арабский сектор Иерусалима; один отряд из состава еги­петского экспедиционного корпуса продвинулся до Исдуда (Ашдода), находящегося примерно в 30 км южнее Тель-Авива, а другой—через Биршебу (Беэр-Шеву) достиг южных подступов к Иерусалиму. 11 июня при посредничестве ООН было достигнуто перемирие. Израиль исполь­зовал его для организационного и военно-технического укрепления сво­их сил. Несмотря на старания посредника ООН в Палестине Ф. Бернадотта, 8 июля военные действия возобновились. В период до второго прекращения огня 18 июля израильские войска заняли почти весь се­вер Палестины.

По мере продолжения конфликта положение арабской стороны все более осложнялось действием таких факторов, как противоречия в арабском лагере и предательская политика монархических режимов Трансиордании и Египта, препятствовавшие координации военных уси­лий, а также превосходство израильской армии в организованности и вооружении.

В ответ на поддерживаемые Великобританией маневры короля Трансиордании Абдаллы, направленные на удержание в составе ко­ролевства занятой Арабским легионом восточной части Палестины, в контролируемой египтянами Газе в сентябре 1948 г. было провозглаше­но создание палестинского правительства во главе с Ахмедом Хильми. Его признали все члены Лиги арабских государств, кроме Трансиордании. Последняя инспирировала созыв в Иерихоне национального палес­тинского конгресса, провозгласившего 1 декабря 1948 г. Абдаллу ко­ролем Палестины.

В середине октября 1948 г. израильские войска возобновили наступ­ление, сосредоточив главные усилия на южном направлении. К концу декабря им удалось окружить часть египетских войск возле г. Фаллуджа, оттеснить основные силы египтян в район Газы и, развивая нас­тупление в Негеве, вступить на территорию Египта. На севере израиль­тяне вторглись в Ливан. 7 января 1949 г. военные действия в Палестине были прекращены.

В феврале — июле 1949 г. при посредничестве ООН на острове Ро­дос были подписаны временные соглашения о перемирии между Израи­лем, с одной стороны, и Египтом, Ливаном, Трансиорданией и Сирией — с другой. Система перемирий должна была действовать до «окончатель­ного политического соглашения» об установлении мира в Палестине. В апреле 1949 г. Согласительная комиссия ООН по Палестине с целью урегулирования спорных вопросов созвала в Лозанне конференцию представителей арабских стран и Израиля. Выраженная израильской стороной в мае 1949 г. готовность подписать Лозаннский протокол, опре­делявший в качестве основы для дальнейших дискуссий резолюции Ге­неральной Ассамблеи ООН по Палестине, объяснялась тем, что именно в то время решался вопрос о приеме Израиля в ООН. Все последующие попытки Согласительной комиссии добиться сдвига в решении палестин­ской проблемы потерпели неудачу, в первую очередь из-за отказа Из­раиля уступить захваченные в ходе войны территории и разрешить ре­патриацию беженцев. Система родосских соглашений, таким образом, не была подкреплена дальнейшими шагами к заключению мира.

В тот период палестинский вопрос включал следующие аспекты: территориальный вопрос, вопрос о статусе Иерусалима и проблему па­лестинских беженцев. Большую часть территории, отведенной для араб­ского государства согласно резолюции ООН о разделе Палестины (око­ло 6,7 тыс. кв. км из 11,1 тыс. кв. км), захватил Израиль. Остальные па­лестинские земли в соответствии с соглашениями о перемирии должны были перейти под контроль ЛАГ. В июле 1951г. король Абдалла, обвиненный в тайных переговорах с Израилем о раз­деле Палестины, был убит в Иерусалиме членом палестинской террори­стической организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» («Священная вой­на»).

Израиль, не ограничившись оккупацией в ходе военных действий за­падной (новой) части Иерусалима, в январе 1950 г. в нарушение резо­люции ООН № 181 (II), предусматривавшей предоставление городу международного статуса, объявил Иерусалим своей столицей и перевел в него кнессет и большинство правительственных учреждений.

Наиболее острой и драматичной стороной палестинской проблемы стало положение беженцев.

По данным ООН на июнь 1950 г., беженца­ми стало 960 тыс. из 1350 тыс. палестинских арабов. Большинство их оказалось  на  соседних с Израилем палестинских территориях: 425 тыс. — на Западном берегу р. Иордан и 225 тыс. — в секторе Газа, а остальные сразу же перебрались в арабские страны, в том числе 130 тыс. — в Ливан, 85 тыс. — в Сирию, более 80 тыс. — на Восточный берег Иордана.

Положение основной массы беженцев было исключительно тяже­лым: бросив дома, землю и имущество, они остались без крова и без всяких средств к существованию. Экономика предоставивших беженцам убежище арабских стран, прежде всего Иордании, принявшей наиболь­шее их число, не была способна обеспечить даже самым необходимым сотни тысяч обездоленных людей.

С 1950 г. заботу о них взяло на себя Ближневосточное агентство ООН для помощи [палестинским бе­женцам] и организации работ (БАПОР). Располагая ограниченными финансовыми возможностями, эта огранизация не могла полностью справиться с задачами трудоустройства, социаль­ного и материального обеспечения беженцев. Достаточно отметить, что в начале 60-х годов стоимость продовольственного пайка, выдаваемого на одного жителя палестинского лагеря, не превышала 7 ам. центов в день, а жильем БАПОР сумело обеспечить лишь 39,1% беженцев. С годами численность палестинских изгнан­ников возрастала. В результате естественного прироста и притока новых беженцев с контролируемых Израилем террито­рий  к июню 1967 года их уже было 1345 тысяч человек.

Этнические конфликты представляют собой одну из древнейших форм социального взаимодействия, мотивационная сторона которого так или иначе окрашена этническими чувствами, затрагивая глубинные структуры человеческой личности. Особую остроту этнические конфликты приобретают в условиях, когда их причинами являются территориальные претензии.

Значительная часть концептуальных конструкций природы этнического конфликта рассматривают власть и политику потенциальными или актуальными составляющими конфликтных отношений. Это не случайно. Этнополитический конфликт представляет собой определенный вид или, вернее, определенный этап развития этнического конфликта, на котором он приобретает политическую направленность и организованность. Политическое в этническом конфликте означает переход конфликтных отношений на более высокий уровень сложности, что связано с сознательно формулированными целями, направленными на перераспределение власти.

Началом арабо-израильского конфликта в новейшей истории стала резолюция ООН 181 (II) об образовании израильского государства на землях Палестины, заселенных арабами. При принятии этого документа не были учтены позиции и интересы одной из сторон потенциального конфликта. Все арабские страны и Высший арабский комитет Палестины отклоняли принятие решения об организации еврейского государства на территории Палестины. А это означало, что в самой резолюции ООН 181 (II) уже присутствовало конфликтное основание, что и подтвердили дальнейшие события. Опыт конфликтных ситуаций убеждает, что решение считается правильным лишь в том случае, если его механизм не только институционализирован, но имеет социальный статус, позволяющий влиять на общественные процессы. А для этого необходимо общее понимание самой структуры определения приемлемого решения.

Логика конфликтных отношений диктует неизбежные следствия: игнорирование интересов одной из сторон создает проблемы и для другой. Новое государство Израиль попало в окружение враждебных арабских стран, которые не замедлили объявить новому государству войну, решив силой исправить создавшееся положение.

Последующие десятилетия войны, террора неоднократно принуждали лидеров конфликтующих сторон садиться за стол переговоров и решать взаимные претензии мирным путем. Но трудно совместимые интересы и противоречия сторон снова приводили к войне и террору. Сегодня невозможно предложить однозначного рецепта решения конфликта удовлетворительного для обеих сторон. Ясно лишь одно: в любом случае на многострадальной земле Палестины всегда будут жить оба народа. Ни изгнать, ни уничтожить друг друга они не в состоянии.

 

Использованная литература:
  1. Дмитриев Е. Палестинский узел. М.1997
  2. Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США(1962 -1986 гг.), М.: Автор, 1996
  3. Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений М. 2001
  4. Международные конфликты. Ред. В. В. Журкин и Е. М. Примаков. М.: Международные отношения, 1972
  5. Никитина Г.С. Государство Израиль. М. Наука 1968
  6. Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций./ Ред. Тимофеев И. В. , 1984
  7. Перес Ш., Новый Ближний Восток. М., 1994
  8. Стрелецкий В. Этнонациональные конфликты: сущность, генезис, типы.//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах, М.:
  9. Тума Эмиль. Корни палестинской проблемы. Иерусалим, б/и, 1976.
  10. Хазанов М. Е. ООН и ближневосточный кризис. М., 1983.
  11. Хайри аль Ориди. Ближневосточный мирный процесс – палестинское направление. М.,2000

 

 




  Опубликовано в рубрике Дневник путешествий |     Оставьте комментарий!

Комментарии:

        Оставить комментарий

             


Яндекс.Метрика

© 2011 Белка лайф. Все права защищены.